Автомобильные бензины. Ожидая повторения осенних тенденций прошлых лет, когда с наступлением сентября—октября топливо обычно дешевело, отечественные потребители в этом году не желали платить производителям запрашиваемую цену за бензин, более того, старались продавить котировки. В связи с этим многие российские нефтяные компании обратили внимание на зарубежного покупателя, готового приобрести бензин по более высокой стоимости. По итогам такого маневра товарные остатки бензинов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтебазах на 24 октября 2016 г. снизились до 1,485 млн тонн, что сопоставимо с уровнем зимы
Серьезным шагом оказалось также повышение мелкооптовых цен: на фоне низких товарных запасов это имело мощный эффект, сразу же вернув спрос на биржевые торги.
Рынок, настроенный в начале месяца на дальнейшее снижение, оказался не готов к такому повороту. Более того, некоторые участники, ожидая наименьшей цены, держали минимальные запасы, а самые нетерпеливые компании вместо продукта брали на себя обязательства по его поставке.
Усугубило ситуацию и то обстоятельство, что в конце октября, когда начинаются продажи ресурса следующего месяца, наметилось некоторое снижение объемов реализации бензина на основной сессии СПбМТСБ.
В довершение ко всему в запланированной к запуску 13 октября Ангарской нефтехимической компании (АНХК) до сих пор не завершились ремонтные работы, а на производстве в Ярославнефтеоргсинтезе (ЯНОС) и Московском НПЗ произошли аварии на установках каткрекинга и риформинга, что привело к сокращению выпуска автобензина. В совокупности эти
В результате — цены резко выросли на 1500–2500 руб./тонну. Если тенденция продолжится, то рост цен (с остановками и локальными корректировками) может продлиться до середины ноября и имеет все шансы закончиться ажиотажным спросом со стороны покупателей. Скорее всего, после достаточного повышения цен, на рынке появятся требуемые объемы, а котировки пойдут вниз. Изменить этот сценарий может лишь резкое падение мировых цен (что маловероятно, поскольку до встречи ОПЕК осталось около месяца), либо опасения производителей перед регуляторами. Стоит отметить, что для динамики цен в Сибири ключевым событием должно стать завершение ремонта на АНХК.
Для наглядности рыночной ситуации ниже приведена таблица, иллюстрирующая влияние налогового маневра на цены.
Дата | 31.12.2014 | 02.10.2015 | 30.03.2016 | 28.09.2016 |
Базис | Московский НПЗ | Московский НПЗ | Московский НПЗ | Московский НПЗ |
Eurobob FOB ARA, $/т | 470,5 | 468,5 | 466,8 | 467,5 |
BRENT, $/б | 57,33 | 48,13 | 39,26 | 48,69 |
Пошлина, $/т | 132,7 | 71,3 | 33,4 | 56 |
акциз, руб/т | 6450 | 5530 | 7530 | 10130 |
Жд тариф, фрахт, перевалка, руб./т | 4442 | 4816 | 5093 | 4878 |
Курс $ | 56,2584 | 66,012 | 68,7549 | 63,6921 |
Экспортный паритет, руб./т | 24790 | 31780 | 38040 | 37120 |
Расчеты выполнены по методике АТР
В таблице представлены примерно равные европейские цены на бензин (Eurobob FOB ARA, $/т), порядка $468 за тонну, разница не превышает $3 (200 руб.) за тонну. В 2014 году, до начала налогового маневра и при наличии заградительной экспортной пошлины, экспортный паритет для
Если 1–2 года назад российский рынок давал большую премию по сравнению с экспортом, то в текущем году можно говорить уже о дисконте. В качестве подтверждения достаточно привести отсутствие белорусского продукта (предлагавшегося в больших объемах в осенние периоды прошлых лет), сейчас цены на нашем рынке стали для экспортеров неинтересны.
Поскольку предугадать, какое развитие получит ситуация к декабрю этого года достаточно сложно (в свете ожидаемого 30 ноября саммита ОПЕК и подготовки к ремонту МНПЗ), а в 2017 году экспортный паритет, скорее всего, будет еще выше (в связи с дальнейшим снижением пошлин), есть вероятность, что ценовые минимумы по бензину мы уже прошли: по
Дизельное топливо. Товарные остатки дизельного топлива на НПЗ и нефтебазах с 20 по 24 октября текущего года составляли 1,9–2,0 млн тонн, что сопоставимо с уровнем прошлого года.
Как уже было отмечено в предыдущих сентябрьских и октябрьских обзорах, низкие остатки не могли не отразиться на рынке. В ряде регионов ситуация с продуктом была достаточно напряженной — на грани физического дефицита, в основном в связи с увеличившимися сроками прокачки трубных объемов. Цены на мелком опте, а также биржевые котировки в европейской части значительно выросли — на 1500–2000 руб./тонну.
На конец прошлой недели экспортный паритет по летнему дизельному топливу с учетом ноябрьской пошлины составил 31500 — 33000 руб./тонну для НПЗ в Поволжье. В то время как для российского рынка цены на этих заводах были зафиксированы в районе 33100 — 34500 руб./тонну.
Поддержку ценам оказывают низкие остатки, при этом у стоимости межсезонного дизельного топлива в европейской части есть все шансы продержаться на высоком уровне и в начале ноября, далее вероятно снижение, особенно если произойдет традиционный ноябрьский рост товарных запасов.
Зимнего дизельного топлива в европейской части продается относительно немного, а разница в цене с межсезонным не так велика, как в Сибири. Поэтому зимнее топливо, скорее всего, еще немного подорожает.
Цены на авиакеросин пока придерживаются сценария развития зимнего дизтоплива, следовательно, здесь тоже можно ожидать роста.
В Сибири установилось некое равновесие спроса и предложения по межсезонному топливу: стоимость зимнего дизтоплива при увеличившихся объемах продаж сначала снизилась, а затем спрос восстановил цены. Нарушить сложившуюся картину может завершение ремонта на АНХК.
Мазут. Высокая цена на ноябрьскую нефть для российских переработчиков вынуждает
Текущие цены выглядят завышенными, но дальнейшее развитие будет зависеть от динамики мирового рынка. Если мировые цены не будут расти, то можно ожидать охлаждения интереса со стороны бункеровщиков и увеличения объемов продаж мазута.