Премиум-95: 54 597 (-230)
Регуляр-92: 49 779 (+71)
ДТ-Летнее: 50 036 (+108)
Информация/Аналитика/Российский рынок нефтепродуктов к концу мая 2017 года
26 Мая 2017

Российский рынок нефтепродуктов к концу мая 2017 года

Начиная с марта на рынке светлых нефтепродуктов цены под воздействием компаний-производителей неуклонно стремятся вверх. При этом на них не оказывают влияние ни колебания мировых котировок, ни уровни экспортного паритета, ни баланс спроса/предложения. В качестве иллюстрации представлены следующие графики.

Из графиков видно, что рост носит «линейный характер».
Поскольку делать прогнозы в текущей ситуации сложно, стоит отметить ряд факторов, которые могут оказать влияние на цены в ближайшее время.

С началом реализации июньского ресурса (в конце мая) объемы продаж бензина Премиум-95 на бирже СПбМТСБ упали с 13 000–17 000 тонн в день до 9 000–10 000 тонн. Однако рынок настолько насытился 95-м бензином в середине мая, что разница в цене между топливом Регуляр-92 и Премиум-95 (составляющая на ряде НПЗ 100–300 руб./тонну) пока мало изменилась. Как только купленные ранее объемы 95-го бензина будут реализованы, должна вернуться типичная разница в ценах между этими классами бензинов — порядка 1000–2000 руб./тонну.

В конце апреля (с 20.04.17 по 27.04.17) трейдеры продали 6 435 тонн омского ТКМ-16 по цене 7 300–7 500 руб./тонну. С того момента средневзвешенная стоимость на этом базисе не опускалась ниже 7 295 руб./тонну, за исключением двух дней, в каждый из которых было продано по 195 тонн. На основе этого можно предположить, что если данные трейдерские сделки не были расторгнуты по обоюдному согласию, то не исключена непоставка значительного объема мазута.

Новые тенденции в нефтепереработке. На основе статистики «Thomson Reuters KORTES» за первый квартал текущего года было выявлено несколько новых тенденций рынка.

Впервые с 2015 года (начала «налогового маневра») в России выросла переработка нефтяного сырья. В первом квартале 2017 года отечественные НПЗ переработали на 1,025 млн тонн сырья больше, чем годом ранее (рост на 1,5%). Для сравнения укажем, что в первом квартале 2016 года переработка снизилась более чем на 3 млн тонн к аналогичному периоду 2014 года — заключительного периода перед началом налогового маневра.

Лидером роста переработки стал РН-Туапсинский НПЗ (РОСНЕФТЬ): на увеличение в 1,165 млн тонн (77%) здесь повлиял эффект низкой базы, год назад на этом НПЗ производился ремонт. Второе место — у ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез: рост составил 0,363 млн тонн (12,5%). Третье место занимает независимый НПЗ-Славянск ЭКО, где повышение составило 0,34 млн тонн (104,5%).

И если у ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза все закономерно — НПЗ прошел модернизацию, повысил эффективность и ЛУКОЙЛ счел выгодным восстановить его загрузку (отметим, что она вернулась к уровню 2014 года). То два других представителя первой тройки — НПЗ с неглубокой переработкой. Кроме того, в числе лидеров такие компании, как КНПЗ-Краснодарэконефть (рост переработки на 68%), Анжерская нефтегазовая компания (рост переработки на 50%), ВПК-Ойл (рост переработки на 35%). Совокупно малые и средние НПЗ с «простой» переработкой показали рост на 30%. Предполагалось, что налоговый маневр будет способствовать модернизации НПЗ, и рентабельными останутся заводы с глубокой переработкой.

Еще более настораживает другая новая тенденция — снижение выработки автобензина. В предыдущие два года, несмотря на снижение переработки, выпуск бензина неуклонно рос, соответственно, увеличивался процент выхода бензина из нефтяного сырья. Но ситуация изменилась. В первом квартале 2017 года производство бензина снизилось на 0,776 млн тонн к аналогичному периоду прошлого года. Производство сократили все ВИНКи за исключением ЛУКОЙЛа (рост на 27,5 тыс. тонн или 1,5%) и ННК (рост на 4,9 тыс. тонн или 3%).

Падение производства у Газпромнефти (на 379 тыс. тонн) можно объяснить ремонтом на Московском НПЗ, также был ремонт на ЯНОСе — снижение на 113 тыс. тонн.

Снижение выработки наблюдалось у Роснефти (на 106 тыс. тонн), причем исключительно за счет НПЗ Башнефти (уменьшение на 202 тыс. тонн), Газпрома (уменьшение на 106 тыс. тонн), ТАИФа (уменьшение на 57 тыс. тонн или 32%), а также Газпромнефтехимсалавата, Сургутнефтегаза и Фортинвеста.

Как видим, рост переработки сопровождался снижением выпуска бензина. В итоге, в первом квартале 2017 года из тонны сырья получилось меньше автобензина, чем в первом квартале 2014 года.

Ринат Хантемиров
Ринат Хантемиров, МОБОЙЛ
?>