Премиум-95: 41 002 (-768)
Регуляр-92: 40 758 (-589)
ДТ-Летнее: 42 481 (-222)
Информация/Аналитика/Российский рынок нефтепродуктов к началу августа 2017 года
7 Августа 2017

Российский рынок нефтепродуктов к началу августа 2017 года

Во второй половине июля 2017 года российский рынок развивался по несколько забытому сценарию: возобновилась конкуренция производителей за спрос покупателей. Это связано, в том числе с выходом из ремонта основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Кроме того, АО «Газпром газэнергосеть» приступило к активным продажам бензина со своих заводов. В стране были накоплены значительные остатки дизельного топлива – более 2,35 млн тонн, что на 200-300 тыс. тонн больше, чем год назад.

Рынок находился в ожидании снижения цен, которое должно было привести к сокращению премии внутреннего рынка к экспортному паритету. Однако в конце месяца ситуация кардинально изменилась. На мировой арене крупные финансовые инвесторы развернули игру на подъем сырьевого рынка, и нефть прибавила в цене более 10%. Ситуацию усугубил рост курса доллара к рублю, а также авария на НПЗ Shell в Роттердаме, повысившая цены на нефтепродукты в Европе.

Как итог, в настоящий момент в европейской части можно говорить об образовании дисконта внутреннего российского рынка к мировому. С начала августа стала меняться и тактика продавцов: на смену готовности снижать цену при недостаточном спросе пришло нежелание отдавать товар дешево и попытки развернуть ситуацию на повышение.

Грядущие в сентябре-октябре текущего года плановые ремонтные работы на НПЗ и выросшие экспортные цены, скорее всего, приведут к росту стоимости на нефтепродукты в европейской части. Вопрос в том, как быстро это произойдет и насколько сильно повлияет на тенденции рынка. Очевидно, рост будет нелинейный, с остановками и локальными откатами, особенно по бензинам, что связано с «фактором Сургутского ЗСК». Но если российским нефтяным компаниям в мае-июне 2017 года удалось добиться роста внутренних цен при всеобщем падении стоимости на нефть, то при растущем мировом рынке возможностей поднять цены будет еще больше.

В частности, в настоящий момент экспортный паритет по летнему дизельному топливу с учетом августовской пошлины составляет 36 000–37 000 руб./тонну для НПЗ в Поволжье. В то время как для российского рынка цены на этих заводах варьируются от 35 100 до 35 650 руб./тонну. При возможной традиционной локальной распродаже отказных объемов дизельного топлива и/или бензина одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний в середине августа можно будет купить продукт дешевле.

В Сибири особая ситуация: цены вышли за все пределы здравого смысла. Исправить положение может ввоз сургутского бензина, однако сейчас производится его транспортировка в европейскую часть России. Прогнозировать динамику на сибирском рынке, где биржевые индикаторы зависят от виртуальных данных и оторваны от реальности, пока бессмысленно.

Ринат Хантемиров
Ринат Хантемиров, МОБОЙЛ
?>