Премиум-95: 44 296 (-416)
Регуляр-92: 43 164 (-195)
ДТ-Летнее: 42 602 (0)
Информация/Аналитика/Российский рынок нефтепродуктов к началу июня 2017 года
9 Июня 2017

Российский рынок нефтепродуктов к началу июня 2017 года

Невзирая на падение мировых рынков, снижение экспортных паритетов и низкую рентабельность российских АЗС, в июне продолжился рост цен на российский бензин, вызванный, в первую очередь, действиями производителей. Ниже приведены в качестве иллюстрации несколько графиков:

Как видим, тренд на повышение прослеживается очень четко. При этом, если спрос начинает слабеть, то вместо снижения цен производитель уменьшает объемы продаж. Особенно показателен март: в начале месяца реализовывалось порядка 5000–7000 тонн бензина АИ-92 в день, а в середине месяца только 1200–1500 тонн. В апреле для подъема рынка оказалось достаточно снизить объемы продаж с 3000 до 2000 тонн, в мае — с 2500–3000 тонн до 1380–1500 тонн.

Стоит заметить, что все манипуляции проводятся строго в соответствии с действующими нормативами. Кроме того, при имеющемся плавном росте цен регулятору трудно к чему-либо придраться.

В данной ситуации, чтобы нефтяные компании не имели возможности значительно снижать объемы реализации и направлять рынок в нужном им направлении, целесообразно повысить нормативы биржевых продаж, например, до 70% вырабатываемого бензина и до 30% — дизельного топлива. Логично, чтобы на площадке, где формируется цена, продавалось больше половины ресурса, потребляемого внутренним рынком, а не 10%, как в настоящее время.

При таких объемах продаж сбытовые подразделения нефтяных компаний будут покупать нефтепродукты на бирже на общих основаниях в ходе основной сессии. В том случае, если «дочки» нефтяных компаний ощутят нехватку продукта, последние будут вынуждены увеличить и объемы продаж, и производство бензина, а не сокращать их с целью стимулирования роста цен, как это происходит сейчас.

Стоит отметить, что достичь роста становится все сложнее: премиальность нашего рынка и проблемы со сбытом продукции по высоким ценам приводят к тому, что ряд производителей действует по собственному сценарию. К примеру, «Газпромнефтехимсалават» устроил распродажу бензина АИ-92, белорусские компании агрессивно продавали дизельное топливо российским потребителям, а в ряде регионов из-за низкого спроса нефтяные компании вынуждены были снижать мелкооптовые цены.

На Омском НПЗ в конце мая-начале апреля объем биржевых продаж возрос в 2 раза и составил почти 23 000 тонн за шесть торговых дней. Цена упала на 2500 руб./тонну, но как только объемы продаж вернулись на прежний уровень, котировки сначала отыграли почти все падение, а затем вновь снизились.

Для наглядности ниже приведен график динамики цен на дизельное топливо в Европе:

Данный график показывает динамику индекса цен на дизельное топливо в РФ (регион Урал/Сибирь):

Красная линия — территориальный индекс ДТЛ Урал/Сибирь, зеленая — экспортная цена при поставке дизельного топлива в Европу, куда идет основной поток поставок. Показательно, что зеленый график повторяет динамику европейских цен. При этом тренды прямо противоположны: мировой рынок движется вниз, российский — вверх. Соответственно, отечественный потребитель покупал в мае дизельное топливо на 3000–6000 руб./тонну дороже, чем европейский.

Причиной является, в том числе, остановка на плановый ремонт в мае Ачинского и Комсомольского НПЗ, Хабаровский НПЗ проводил ремонтные работы в апреле и запустился в середине мая.

В итоге, на всю Восточную Сибирь и Дальний Восток остался один полноценно действующий завод — АНХК, продававший на бирже СПбМТСБ по 6 вагонов дизельного топлива в день. Суммарно, за май 2017 г. ангарский завод реализовал на бирже 8 385 тонн дизтоплива. Для сравнения, железнодорожные поставки этого продукта только в одну Иркутскую область, где и находится АНХК, в мае составили 157 500 тонн, или почти в 19 раз больше, чем предлагалось на бирже для всей Восточной Сибири и Дальнего Востока (более 10 субъектов федерации).

В результате, биржевая цена на ангарский дизель составила исторический максимум, а в Восточную Сибирь поставлялся продукт с уральских и даже поволжских НПЗ, что подняло цены также и в этих регионах.

Отметим, что май — начало северного завоза в районы Крайнего Севера, а это дополнительно увеличивает спрос на нефтепродукты.

Завышенные ценовые уровни на внутреннем рынке и неудачно спланированный график ремонтов НПЗ ведут, кроме всего прочего, к ряду деструктивных процессов, например, новому расцвету мини-НПЗ. В 2017 г. нефтепереработка в России растет впервые с начала налогового маневра, и на долю ВИНКов с их дорогим продуктом начинают посягать другие производители. Судя по всему, при текущих ценах на нефтепродукты в Сибири (значительно выше мировых) и при товарном голоде, вынуждающем везти в этот регион продукт с Урала и Поволжья — абсолютно любой НПЗ становится рентабельным.

По итогам вышесказанного можно констатировать, что в настоящий момент цены на нефтепродукты, генерируемые в ходе торгов на СПбМТСБ, не являются справедливыми и рыночными, сложившимися в результате баланса спроса и предложения. Решением может стать кратное увеличение нормативов биржевых торгов, позволяющих получить справедливые цены и учет потребностей независимых покупателей.

Ринат Хантемиров
Ринат Хантемиров, МОБОЙЛ
?>