Премиум-95: 48 047 (-928)
Регуляр-92: 47 579 (-840)
ДТ-Летнее: 46 939 (-458)
Информация/Аналитика/Российский рынок нефтепродуктов к началу октября 2017 года
9 Октября 2017

Российский рынок нефтепродуктов к началу октября 2017 года

 Октябрь 2017 года на российском рынке нефтепродуктов ознаменовался дефицитом зимнего и межсезонного дизельного топлива. Возможно, это стало результатом ошибки при планировании производства и спроса, либо итогом специально намеченных действий.

 Подобная ситуация – дизельного кризиса - при переходе с потребления летнего топлива на морозостойкие сорта периодически случалась и в предыдущие годы, за исключением, пожалуй, прошлого, 2016 года. Но нынешний октябрь бьет все рекорды.

 Это можно наблюдать в нижеследующей таблице, где приведена динамика биржевых цен за календарный год на железнодорожные партии дизельного топлива.



 Как видим, рост котировок крупного опта явно не соответствует темпам инфляции. Цены будут оставаться высокими и даже могут продолжить рост еще в течение нескольких недель, поскольку у производителей физически недостаточно товара для увеличения объемов продаж. А без этого фактора устойчивого снижения цен ожидать не стоит. 

 Покупателям дизельного топлива можно посоветовать дождаться конца октября – начала ноября, когда начнут реализовывать объемы ноябрьской выработки.

 Скорее всего, к ноябрю все же созреет решение: допустить повышение цен на дизельное топливо на АЗС примерно на 20%-25% к уровню прошлого года (хотя, это маловероятно) или побудить производителей вернуться к более адекватным ценам на крупный опт. В настоящее время соотношение крупнооптовых и розничных цен на дизельное топливо – несопоставимо, а экспортные паритеты на 3000 – 3500 руб./тонну ниже цен на железнодорожные партии дизтоплива.

 Паника на дизельном рынке, судя по всему, передалась и покупателям бензина. Более того, производители сократили объемы продаж (об этом подробнее изложено ниже), и вновь появились таинственные приобретатели, готовые покупать крупные объемы по ценам на 800-1000 руб./тонну выше сложившихся уровней.

 Не единожды подтверждено: текущие нормативы торгов на СПбМТСБ требуют постоянного вмешательства регулятора. Только после этого увеличиваются объемы предложения, снижается доля продаж в адрес собственных сбытов и коллег-нефтяников. В результате, крупнооптовые цены на какое-то время начинают отражать реальное соотношение спроса и предложения.

 Между тем, невмешательство регулятора ведет к быстрому формированию дефицита предложения на бирже, формально при строгом соответствии требованиям совместного приказа ФАС и Минэнерго.

 В качестве иллюстрации приведем статистику по объемам продаж железнодорожных партий бензина Регуляр-92 производителями с НПЗ европейской части РФ, а также Омского и Сургутского заводов.

 Ситуация похожа на качели: середина июля - предложения достаточно, конец августа – нефтяные компании «сушат» рынок, начало сентября - регулятор обратил внимание на снижение объемов продаж, предложение увеличилось, начало октября – нефтяные компании снова «сушат» рынок.


 По сравнению с серединой июля объемы продаж сократили все производители, кроме ЛУКОЙЛа. Наибольшее снижение продемонстрировали Газпром газэнергосеть (на 13,5 тыс. тонн – 43%) и Роснефть (на 11,8 тыс. тонн – 40%).

 Ниже аналогичная статистика по продажам всех видов железнодорожных партий дизельного топлива (включая летнее, межсезонное, зимнее и арктическое) для европейской части РФ:


 Здесь лидерами по сокращению продаж являются Роснефть (на 24,3 тыс. тонн – 61%!) и Газпромнефть (на 6,7 тыс. тонн – 41%).

 При этом для создания более устойчивой системы биржевых торгов, не требующей постоянного мониторинга и настройки, было бы актуально провести кратное повышение норматива по минимальным объемам продаж нефтепродуктов на СПбМТСБ. 

Ринат Хантемиров
Ринат Хантемиров, МОБОЙЛ
?>