Премиум-95: 48 047 (-928)
Регуляр-92: 47 579 (-840)
ДТ-Летнее: 46 939 (-458)
Информация/Аналитика/Российский рынок нефтепродуктов к началу сентября 2016 года
1 Сентября 2016

Российский рынок нефтепродуктов к началу сентября 2016 года

К началу сентября цены на бензин АИ-92 вернулись к значениям, с которых начался резкий рост в мае—июне текущего года. По сравнению с предыдущими годами, в этот раз завершение сезона высокого спроса наступило примерно на 2 недели позже, что связано с увеличением мировых цен на нефть и нефтепродукты.

Дальнейшее снижение цен, скорее всего, неизбежное, вернет бензиновому рынку комфортный ценовой диапазон, зафиксированный весной 2016 года.

Автомобильные бензины. Товарные остатки бензинов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтебазах на 29 августа 2016 года составили 1,796 млн тонн, что примерно на 300 тыс. тонн меньше, чем год назад (в период активного накопления ресурсов на время осенних ремонтных работ).

В отсутствие серьезных ремонтных преобразований подобный уровень остатков — достаточный даже в период высокого спроса — выглядит избыточным. Это подтверждается, в том числе, периодическими распродажами бензина. В качестве одного из последних примеров можно привести данные от Ачинского НПЗ, где, несмотря на ремонт на АНХК и связанные с этим небольшие объемы продаж в середине августа, НК «Роснефть» за четыре дня продала более 10 тыс. тонн бензина АИ-92. При этом за десять дней до этого — только 3 тыс. тонны. Цена на продукт снижалась более чем на 1000 руб./тонну, а затем частично восстановилась.

Тем не менее, обвала цен может и не случиться, поскольку в отличие от прошлых лет сейчас нет значительной премии внутреннего рынка по сравнению с экспортным паритетом. В условиях сильного падения внутренних цен экспорт бензина станет привлекательным для производителей. Кроме того, в этом году нефтяные компании в целом держали под контролем уровень запасов, удачно балансируя спрос и предложение.

Следовательно, в отсутствие потрясений на мировом рынке «естественный» потенциал падения цен на АИ-92 в сентябре 2016 года можно оценить в 1000–1500 руб./тонну для европейской части РФ. Если же мировые цены на бензин будут значительно падать, это в полной мере отразится на российском рынке.

Дизельное топливо. Товарные остатки дизельного топлива на НПЗ и нефтебазах на 29 августа 2016 года составили 2,042 млн тонн, что примерно на 400 тыс. тонн ниже, чем год назад. Обычно к сентябрю остатки росли на фоне подготовки к увеличению спроса в период уборочных работ, после чего начинали снижаться до середины октября.

Исходя из нижеследующего графика за 5-летний период, можно сделать вывод, что сегодняшняя ситуация чревата серьезными проблемами.

В этом году остатки дизельного топлива на начало сентября минимальны. И если запасы снизятся еще на 150–200 тыс. тонн, как в предыдущие годы, то количество остатков к октябрю выйдет на уровень кризисного 2011 года — 1892 тыс. тонн.

В настоящий момент экспортный паритет по летнему дизельному топливу с учетом сентябрьской пошлины составляет 29 000–30 500 руб./тонну для НПЗ в Поволжье. В то время как для российского рынка цены на этих заводах варьируются от 32 000–32 600 руб./тонну.

Остается надеяться, что падение мировых рынков развернет объемы дизельного топлива с экспорта на российский рынок. Остатки начнут расти, а цены снижаться. Но надо учесть, что с середины сентября начинается продажа межсезонного топлива. Поэтому падение цен на летнее дизтопливо может быстро смениться ростом цен на межсезонное.

В европейской части РФ рост объемов продаж, вероятно, произойдет не раньше середины сентября, и до этого момента снижение стоимости будет иметь «психологический» характер, связанный с осторожностью покупателей, наблюдающих падение мировых цен. Рынок очень чувствителен к изменениям, и любая крупная заявка на покупку может кардинально на него повлиять.

В Сибири иная картина: производители активно продают летние сорта дизельного топлива, чтобы с середины сентября начать продажу межсезонного топлива. Поэтому здесь, видимо, все будет наоборот — сначала упадок, затем рост цен.

Мазут. Рынок отыграл высокий экспортный паритет и снижение объемов продаж. Поддержку ему оказывают начавшиеся закупки для нужд энергетического сектора и высокая себестоимость мазута у мини-НПЗ. Если производители не увеличат объемы продаж, то высокие цены могут продержаться до конца месяца.

Ринат Хантемиров
Ринат Хантемиров, МОБОЙЛ
?>