Премиум-95: 54 597 (-230)
Регуляр-92: 49 779 (+71)
ДТ-Летнее: 50 036 (+108)
Информация/Аналитика/Российский рынок нефтепродуктов к началу сентября 2017 года
4 Сентября 2017

Российский рынок нефтепродуктов к началу сентября 2017 года

 Представленный месяц назад прогноз о росте цен на крупнооптовые партии бензина и дизельного топлива в августе 2017 года в европейской части, в целом, реализовался. Производителям удалось развернуть внутренние цены вслед за мировыми котировками, несмотря на относительно слабый спрос на бензин (по нашим оценкам, ниже, чем в прошлом году) и значительные остатки дизельного топлива. Причем цены на российском рынке поднимались менее активно, чем можно было предположить.  




 Как видно из графиков, в течение августа на Уфимской группе НПЗ крупнооптовые котировки бензина АИ-92 прибавили порядка 1000 руб./тонну, а на бензин АИ-95 и дизельное топливо - порядка 2000 руб./тонну.

 Стоит отметить, что рост цен крупного опта возник не на пустом месте, а следовал за тенденциями мирового рынка, где с середины июля 2017 года началось повышение котировок.

Для иллюстрации приведем график цен на бензин в Северной Европе.


 А также график цен на дизельное топливо в этом же регионе.


 Кстати, российский рынок пока еще никак не отреагировал на последний скачок мировых цен на нефтепродукты, вызванный последствиями урагана «Харви», парализовавшего до 25% нефтепереработки в США.

 В связи с этим, те, кто ждет падения цен на железнодорожные партии бензина в конце сентября - начале октября, скорее всего, ошибаются. Судя по всему, формирование предпосылок к понижению рынка откладывается на несколько недель.


 Для того, чтобы определить главных действующих лиц на российском биржевом крупнооптовом рынке и их тактику, следует рассмотреть недельные объемы продаж на бирже АО «СПбМТСБ» на базисе франко-станция отправления крупных производителей, влияющих на ценообразование в европейской части РФ. Речь идет о компаниях «Газпром газэнергосеть», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Фортинвест» и «Роснефть» (за исключением Ачинского, Ангарского и Комсомольского НПЗ, расположенных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке).

 Примечание: у «Сургутнефтегаза» учитывались только объемы на базисе Кириши (станция отправления), без рассмотрения базис Кириши (самовывоз ж/д). Также не были включены объемы трубных продаж, в связи к крайней нерегулярностью реализации.

 Еженедельные объемы продаж бензина АИ-92:


В таблице приведены объемы реализации по каждому производителю и его доля биржевого рынка на каждую неделю, начиная с середины июля. Красным цветом выделено первое место по доле рынка.

На основе данных можно сделать следующие выводы:

1) На биржевом рынке бензина АИ-92 борются два крупных продавца – «Газпром газэнергосеть» и «Роснефть». Возможно, конкуренция этих производителей и привела к относительно скромному росту цен на этот продукт.

2) Рост крупнооптовых цен был вызван снижением объемов реализации на бирже: к концу августа они были на 25% ниже по отношению к середине июля, особенно у крупнейших продавцов (у «Роснефти» – падение продаж на 42%, у «Газпром газэнергосети» – падение на 32%).

Еженедельные объемы продаж бензина АИ-95:


В таблице приведены объемы реализации по каждому производителю и его доля биржевого рынка на каждую неделю, начиная с середины июля. Красным цветом выделено первое место по доле рынка.

Выводы:

1) На биржевом рынке бензина АИ-95 доминирует компания «Роснефть», на втором месте с большим отрывом – «ЛУКОЙЛ», впрочем разрыв сильно сократился.

2) Рост крупнооптовых цен был вызван снижением объемов реализации на бирже: к концу августа они были на 26% ниже по сравнению с серединой июля, особенно отличились крупнейшие продавцы. У «Роснефти» произошло падение продаж на 50%, у «ЛУКОЙЛа» – на 19%.

Еженедельные объемы продаж летнего дизельного топлива:


Выводы:

1) На биржевом рынке летнего дизельного топлива доминирует компания «Роснефть», на втором месте с большим отрывом – «ЛУКОЙЛ».

2) Рост крупнооптовых цен был вызван снижением объемов реализации на бирже: к концу августа они были на 38% ниже, чем в середине июля. Сильное падение продаж у «Роснефти» - на 50% и «Газпромнефти» – на 35%.

 Обобщая вышесказанное, фактическим маркет-мейкером на рынке крупнооптовых партий бензина и дизельного топлива в европейской части РФ является «Роснефть» (с долей рынка, превышающей в отдельные недели 50%), деля эту ношу на рынке бензина АИ-92 с «Газпром газэнергосетью». С одной стороны, участники рынка должны быть благодарны ведущей российской нефтяной компании, продающей порой значительно больше планируемых минимальных объемов для реализации. С другой стороны, на примере динамики цен на бензин АИ-92 видно, как полезно для рынка наличие хотя бы еще одного сопоставимого игрока, который, кстати, постоянно продает объемы в разы превышающие требования Совместного приказа.

 Определяющим для цен на бензин АИ-92 в европейской части РФ в ближайшее время станет поведение компании «Газпром газэнергосеть», хотя бы в силу того, что прочие производители уже продают ненамного больше продукта, чем допускает Совместный приказ ФАС и Минэнерго. При этом «Газпром газэнергосеть» реализует в три раза больше планируемых минимальных объемов для реализации на АО «СПбМТСБ». Если производитель сократит продажи, то рост крупнооптовых цен на АИ-92 станет сопоставим с ростом котировок бензина АИ-95.

 Главная интрига касается динамики рынков бензина АИ-95 и дизельного топлива. Если ориентироваться на внешний фон, то нужно разгонять котировки еще выше. Однако спрос на текущих уровнях вялый, кроме того, на дизельное топливо по-прежнему давят большие товарные остатки. Весной и в начале лета в такой ситуации на рынок выпускались загадочные покупатели с большими заявками, однако, теперь регулятор начал отслеживать подобные истории. Очевидно, что нефтяники будут продолжать «сушить» внутренний рынок. Проблема в том, что продажи и так практически минимальны, и их сильное сокращение (еще на 25%-35%, как летом) возможно только при нарушении нормативов Совместного приказа ФАС и Минэнерго, обязывающего продавать не менее 10% выработки автобензина.

 В целом, ситуацию можно охарактеризовать, как тупиковую. С одной стороны, нефтепереработка для выживания в условиях налогового маневра нуждается в премиальности внутреннего рынка по отношению к экспорту. С другой стороны, независимая розница, не имея возможности пропорционально повышать цену на АЗС, не в состоянии платить требуемую премию, так же как и широкий круг конечных потребителей. Бенефициарами описанного противоречия стали мини-НПЗ с простейшей переработкой, выпускающие безакцизные продукты. Они одновременно получают премию внутреннего рынка и предлагают продукт по приемлемой для потребителя цене. При этом сложившаяся система худо-бедно балансирует в условиях падения мирового рынка, но как только там начинается рост, здесь сразу же возникают проблемы.


Ринат Хантемиров
Ринат Хантемиров, МОБОЙЛ
?>