Премиум-95: 46 449 (-169)
Регуляр-92: 44 294 (-114)
ДТ-Летнее: 42 098 (+42)
Информация/Аналитика/Российский рынок нефтепродуктов к середине августа 2017 года
21 Августа 2017

Российский рынок нефтепродуктов к середине августа 2017 года

 В европейской части страны в середине августа на рынке нефтепродуктов наблюдалось умеренное повышение цен на крупнооптовые железнодорожные партии бензина и дизельного топлива.

 В этот раз на биржевых торгах на Западе России удалось избежать заметных распродаж остатков августовского ресурса: дизельное топливо массово шло на экспорт на волне высокой мировой конъюнктуры в начале месяца, а на бензин нашелся крупный покупатель (или покупатели), который приобрел все излишки практически без торга.

 На Востоке нормализовалась ситуация с дизелем и бензином, но остается неоднозначной с керосином.

 Скорее всего, рост цен в европейской части мог быть заметнее, если бы не сибирский фактор, где распродажа крупнооптовых партий нефтепродуктов состоялась в полной мере.

 Ниже приведены графики, иллюстрирующие развитие рынка в Сибири.



 Видно, что цены на железнодорожные партии дизельного топлива на сибирских НПЗ вернулись к значениям начала апреля. Напомним, в это время начались одновременные масштабные ремонты на НПЗ Сибири и Дальнего Востока, которые сопровождались ростом цен на 20% и падением объемов продаж на биржевых торгах СПбМТСБ до минимально разрешенных регуляторами.


 Бензину вернуться на прежний уровень не удалось (см. график), поскольку при текущих ценах железнодорожные партии омского бензина становятся интересны для покупателей в европейской части РФ. Это же утверждение верно и для омского дизельного топлива. В итоге, падение цен на Омском НПЗ оказало сдерживающее воздействие на рост крупнооптовых цен в европейской части.

 Каким образом события весны-лета 2017 года отразились на местных потребителях можно увидеть на основе следующего расчета.

 Предположим, покупатель приобретает продукт крупным оптом на ближайшем НПЗ, перевозит по железной дороге на нефтебазу в свой регион, а затем реализует на АЗС по средним ценам ВИНКа, доминирующего на данной территории. Железнодорожный тариф берем по биржевому тарификатору, услуги нефтебазы по перевалке, хранению, наливу определим в 700 руб./тонну, стоимость кредитных ресурсов оценим в 1% от оборота, доставку бензовозом с нефтебазы до АЗС – 400 руб./тонну. Эксплуатационные расходы оценим в 3 руб./литр для АЗС с хорошим проливом и в 4 руб./литр для АЗС с неудачным расположением.

 Вот что получилось:



 Из графиков видно, что АЗС с малым проливом являются хронически убыточными, а более удачно расположенные станции на протяжении трех месяцев генерировали серьезные убытки особенно по дизельному топливу, выйти из которых удалось, в частности, повышением розничных цен на 1-2 рубля за литр дизтоплива, благо основное внимание регуляторы уделяют ценам на бензин.

 Отметим, что выше были рассмотрены наиболее проблемные регионы, но и в остальных ситуация примерно сопоставима.

 На этом фоне кажется удивительной попытка удержать высокие цены на крупнооптовые партии дизельного топлива на Ачинском и Ангарском НПЗ в конце июля – начале августа 2017 года, ограничивая объемы продаж на СПбМТСБ (видно на графике). В данный период все восточные НПЗ работали на полную мощность, за исключением частичного ремонта на АНХК. В итоге, в отсутствии спроса и при достаточном количестве работающих нефтеперерабатывающих заводах цены рухнули под собственной тяжестью.

 В настоящий момент биржевые цены на сибирское дизельное топливо стали привлекательными для потребителей, однако покупатель не торопится возвращаться.

 Показательной может стать следующая неделя, поскольку начнется торговля сентябрьским ресурсом. Она должна дать ответ на вопрос: будет ли производитель реализовывать продукт в соответствии с реальным спросом, который находится в текущем ценовом диапазоне. Либо, получив время для маневра, вновь начнет ограничивать продажи, создавать дефицит предложения, стараясь загнать цены крупного опта на уровни, недосягаемые потребителями. Игроков рынка озадачило, к примеру, появившееся на сайте НК «Роснефть» объявление об экспортном тендере на реализацию в сентябре 2017 года до 20000 тонн ачинского дизельного топлива стандарта ЕВРО-5 (лот № 6/1-2(8)). Для справки стоит указать, что при экспорте данного продукта через порты Черного моря паритетная цена составит порядка 30 000 – 31 000 руб./тонну, в то время как на торгах на СПбМТСБ на 18 августа 2017 года цена внутреннего рынка составила 34 631 руб./тонну.

 Описанная выше ситуация весны – лета 2017 года вызывает ряд вопросов. Скорее всего, она была связана с проявлением небрежности к интересам потребителей и использованием слабых мест в текущей организации биржевой торговли нефтепродуктами. Так, пока производитель реализовывал на СПбМТСБ минимально допустимые объемы выработки, цены держались на высоком уровне. Как только доля продаж достигла пика начала весны, вернулась и прежняя стоимость нефтепродуктов.

 Возможно, регуляторы обратят внимание на данный сибирский эксперимент, который был бы невозможен при действии обсуждаемой в настоящее время норме о кардинальном увеличении объемов реализации нефтепродуктов на СПбМТСБ. В частности, предлагается продавать 25% выработки дизельного топлива вместо текущих 5% и 60% выработки бензина вместо 10%. Если все оставить как есть, то, возможно, в будущем кто-то захочет повторить этот маневр с потребителями в масштабе всей страны. 

Ринат Хантемиров
Ринат Хантемиров, МОБОЙЛ
?>