Премиум-95: 41 002 (-768)
Регуляр-92: 40 758 (-589)
ДТ-Летнее: 42 481 (-222)
Информация/Аналитика/Российский рынок нефтепродуктов к середине сентября 2017 года
18 Сентября 2017

Российский рынок нефтепродуктов к середине сентября 2017 года

 Приятным сюрпризом на российском бензиновом рынке стала твердая позиция регулятора и поведение производителей, сумевших увеличить объемы реализации топлива Регуляр-92 на биржевых торгах на СПбМТСБ и обеспечить медленное снижение цен на железнодорожные партии этого продукта в европейской части, а также консолидацию котировок в Сибири. В результате сложилась редкая ситуация: цены крупнооптовых партий автобензина в нашей стране шли в противовес котировкам мирового рынка.

 В таблице указана статистика по объемам продаж на бирже АО «СПбМТСБ» на базисе франко-станция отправления следующих влияющих на ценообразование в европейской части РФ производителей: «Газпром газэнергосеть», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Фортинвест» и «Роснефть» (за исключением Ачинского, Ангарского и Комсомольского НПЗ, расположенных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке). Красным цветом выделены крупнейшие участники по обороту.


 Объемы продаж железнодорожных партий бензина Регуляр-92 за последние две недели выросли почти на треть, при этом НК «Роснефть» вернула себе лидерство, увеличив продажи в 1,5 раза. Отметим, что больше бензина стали продавать все производители без исключения.

 К сожалению, на крупнооптовом рынке дизельного топлива в Европейской части РФ в сентябре 2017 г. ситуация оказалось обратной бензиновому рынку. Производители отыгрались в полной мере. Участники наблюдали, что могло бы произойти с ценами на железнодорожные партии бензина, если бы не своевременное вмешательство регулятора. В качестве примера, цены на ярославский дизель выросли с конца августа почти на 2000 руб./тонну для летнего вида топлива и почти на 3000 руб./тонну для межсезонного.


 Проведем небольшое исследование крупнооптового дизельного рынка на примере ярославского НПЗ (ЯНОС), а также рассмотрим динамику розничных цен на дизельное топливо в Москве и Московской области.

 ЯНОС - не самый крупный поставщик нефтепродуктов в столичный регион, но ближайший к Москве НПЗ, производящий морозостойкое зимнее дизельное топливо класса 2 (предельная температура фильтруемости - минус 32 градуса). Это важно в случае холодной зимы, аналогичной той, что была в 2016-2017гг., поскольку другие близлежащие заводы – Рязанский и Московский НПЗ – производят менее морозостойкое топливо.

 Предположим, что покупатель дизельного топлива крупным оптом по среднемесячным ценам на бирже СПбМТСБ на базисе ст.Новоярославская везет его по железной дороге на нефтебазу в Московскую область, а затем реализует на АЗС по средним розничным для Москвы и Московской области ценам (данные Thomson Reuters Кортес). С декабря по февраль приобретается морозостойкое ДТ ЕВРО класс 2, а в оставшиеся месяцы – межсезонное, либо летнее дизельное топливо.

 Железнодорожный тариф обозначим в 1000 руб., услуги нефтебазы по перевалке, хранению, наливу - равными 600 руб./тонну, стоимость кредитных ресурсов оценим в 1% от оборота, доставку бензовозом с нефтебазы до АЗС – 600 руб./тонну. Эксплуатационные расходы оценим в 3 руб./литр для АЗС с хорошим проливом.

 Скорее всего, в октябре владелец АЗС начнет покупать межсезонное дизельное топливо класса F, текущая цена на которое составляет 40 500 руб./тонну. Котировку зимнего дизеля, который на ЯНОСе пока не продается, вычислим следующим образом.

 В настоящий момент реализуется зимнее дизельное топливо производства Киришского НПЗ (КИНЭФ), Пермского и Ухтинского НПЗ. Киришский зимний дизель уже на старте сезона предлагается по ценам выше максимума прошлой зимы - 42 050 руб./тонну, что дороже котировок января 2017 г., когда стояли морозы ниже минус 30. Пермский продукт также поставил новый рекорд, превзойдя вершину прошлого года с текущей ценой 42 700 руб./тонну.

 Резонно предположить, что продавцы ярославского зимнего дизеля также обозначат цену не ниже максимума прошлого года – 42 800 руб./тонну (цена на 12.01.2017 г.). Это значение мы и возьмем за котировку в декабре.


 График показывает, что розничная реализация дизельного топлива (за исключением декабря 2016 г. и января 2017 г., когда в период сильных морозов ощущался дефицит морозостойкого дизеля) приносила относительно неплохую прибыль. Отметим также, что прошлой зимой произошел резкий рост розничной цены – почти на 2 руб./литр.

 В текущем году, если цены на дизельное топливо на АЗС останутся неизменными, розница начнет работать в минус уже с октября 2017 года, и эта ситуация продлится, скорее всего, не менее 4-5 месяцев – до января-февраля 2018 г.

 Если поднять розничные цены хотя бы до уровня безубыточности (они выделены красным), это будет означать следующее:


 Как видно из таблицы, в 2017 г. розничные цены на дизельное топливо увеличиваются значительно быстрее стоимости бензина, причем рост может ускориться. И если цены АЗС будут следовать за крупнооптовыми, то концу года подъем превысит 13%, что составит без малого 5 руб./литр. Парадокс в том, что при этом АЗС будут работать на грани рентабельности, а весь рост определиться динамикой цен на железнодорожные партии.

 Все вышеописанное отражает наихудший сценарий развития, возможный в случае, если крупнооптовые цены на дизельное топливо останутся на текущих уровнях. Варианты с дальнейшим ростом биржевых цен могут быть еще более удручающими. С сентября по декабрь 2016 г. котировки зимнего дизельного топлива выросли на 6000 руб./тонну и если ситуация повторится, то это приведет к росту себестоимости для розницы еще на 5 руб./л (дополнительные плюс 13%). Это, в свою очередь, потребует рекордного подъема цен на АЗС более чем на 25% за год.

 Производители, пользуясь тем, что внимание регулятора и СМИ фокусируется, в первую очередь, на бензиновом рынке, выбрали для реализации своих самых смелых ценовых планов дизельное топливо для внутреннего рынка. Стоит обратить внимание, что рост цен на бензин видит частный потребитель – физические лица, при этом увеличение стоимости дизельного топлива (менее заметное массовому потребителю) бьет по корпоративному сектору, увеличивая его издержки и разгоняя инфляцию, последствия которой так или иначе ощущают все.

 Стоит надеяться, что ценовое «ралли» на крупнооптовом рынке дизельного топлива получит свою справедливую оценку. Необходимо значительно увеличить нормативы по минимальным объемам реализации дизельного топлива на бирже СПбМТСБ, чтобы цена складывалась на основе баланса реального спроса и предложения, и подобные ситуации ажиотажного роста на малых объемах продаж не повторялись. Текущие цены дизельного топлива на внутреннем рынке становятся непосильными для российских потребителей. 

Ринат Хантемиров
Ринат Хантемиров, МОБОЙЛ
?>